Следующая новость
Предыдущая новость

Хаос на рынке квадрокоптеров требует немедленного вмешательства государства

Хаос на рынке квадрокоптеров требует немедленного вмешательства государства

Органы власти Украины должны как можно быстрее навести порядок в законодательстве, чтоб исключить контрабанду, и прописать регламенты использования новых технологических разработок, уже сегодня являющихся частью нашей жизни, и эксперты Ассоциации предприятий информационных технологий Украины (АПИТУ) готовы помочь в этих законодательных реформах.

Квадрокоптеры (дроны или беспилотные летательные аппараты с четырьмя несущими винтами, размещенными в одной плоскости) появились еще в 1920-х годах, однако новое рождение получили в 2010 году – уже как авиамодели и беспилотные аппараты. Это стало возможным благодаря появлению легких и чувствительных гироскопов на основе пьезоэлементов, которые использовались в радиоуправляемых моделях вертолетов, и современных микропроцессоров. Кроме того, оснащение их мощными и надежными бесколлекторными электродвигателями, которые питаются от литий-полимерных аккумуляторов, значительно упростило механическую конструкцию аппаратов.

Все больше таких устройств появляется и в Украине. По оценкам экспертов АПИТУ ежемесячно в Украине продается только квадрокоптеров DJI и аксессуаров к ним на сумму около 400 000 евро, из них нелегально – на общую сумму в минимум 250 000 – 300 000 евро.

К примеру, DJI производит простой в пользовании радиоуправляемый квадрокоптер Phantom, оснащенный видеокамерой. Согласно экспертной оценки АПИТУ, за период с 01/01/2016 по 31/05/2016 было официально ввезено только 295 изделий этой модели на сумму 350 000 евро. Весь остальной товар, объем которого за пять месяцев составил 1 500 000 евро, является контрабандным и ввезенным без таможенного оформления. В общем, только 30% квадрокоптеров DJI Phantom импортированы официально.

В отличие от многих других видов техники, легально ввозимые квадрокоптеры достаточно легко отличить от контрабандных: во-первых, розничная цена «черных» дронов на 15-20% ниже, во-вторых, в точке реализации квадрокоптера продавец не может предоставить декларацию о соответствии и сертификат УГЦР. Для ввоза такого товара официальный импортер должен иметь разрешения СБУ и ГП «Укрспецэкспорт», а также сертификат Украинского государственного центра радиочастот (УГЦР). Серийные номера легально ввезенных квадрокоптер фиксируются в базе таможенной службы.

Сегодня единственным импортером квадрокоптер DJI, который получил все эти необходимые разрешения и сертификаты является ООО «ФЛАЙ ТЕХНОЛОДЖИ».

В Реестр радиоэлектронных средств и излучающих устройств, которые могут применяться на территории Украины в полосах радиочастот общего пользования, сегодня внесены лишь несколько видов квадрокоптеров: Matrix 4OUT 777-330A, Matrix 4HOME 1336, Matrix 4KIDS M70, DJI Inspire 1, DJI Inspire 1 PRO, DJI Inspire 1 RAW, DJI Matrice 100, DJI Phantom 3 Professional, DJI Phantom 3 Advanced; DJI Phantom 4.

Но через хорошо налаженные контрабандные схемы в нашу страну попадает огромное количество других моделей и других производителей. Как правило, в Украину нелегально импортируют дроны, которые предназначены для реализации на рынках Европы и США, и отнюдь не Украины. Поставки в нашу страну чаще всего осуществляются через границу с Польшей, Россией и Венгрией. Компании, которые «специализируются» на контрабанде квадрокоптеров, не предоставляют никаких необходимых документов. Однако, при необходимости, за отдельную сумму могут предоставить такие сфальсифицированные документы. Доставкой же контрабандного груза занимаются как логистические компании, так и частные лица.На украинском рынке в основном представлены квадрокоптеры компании DJI, которые можно найти в целом ряде интернет-магазинов: stylus, zadeshevo, pulsepad, top15, itmag.ua, city.com. Однако эти магазины не покупают продукцию у официального импортера, но предлагают ее в своем ассортименте, поэтому есть все основания подозревать, что ассортимент этих магазинов составляют нелегально импортируемые квадрокоптеры. Чтобы проверить эти подозрения эксперты АПИТУ провели ряд контрольных закупок, однако продать квадрокоптер с вышеуказанными документами, а не только расходной накладной физического лица – предпринимателя, ни один из продавцов не смог. К сожалению, органы, которые должны сертифицировать и контролировать ввоз квадрокоптеров не выполняют должным образом свои обязанности, не контролируют проведение сертификации и не проверяют наличие документов у продавца.

Выводы очевидны …

И более всего в этой ситуации смущает позиция государственных органов, а это уже вопрос мудрости и дальновидности. Ведь если еще несколько лет назад квадрокоптеры были достаточно экзотической техникой для Украины, то за последние три года они приобрели популярность и среди военных, и в сельском хозяйстве, и в логистической сфере. На прошлой неделе первый квадрокоптер даже принял участие в заседании Верховной Рады… Но полеты под куполом на улице Грушевского – скорее хулиганская выходка по сравнению с реальной опасностью, которую несут нигде не зарегистрированые контрабандные квадрокоптеры, ведь неуплата налогов – это лишь одна сторона проблемы, а есть еще и другая – безопасность граждан и государства. Эта специальная техника продается без соответствующих документов, следовательно ответственность продавцов крайне ограничена. Кроме того, учитывая постоянное техническое совершенствование дронов, время поднимать вопрос об обучении операторов и страховании рисков.

И здесь Украина стоит перенимать мировой опыт правил пользования дронами.

Так, в прошлом году Европарламент принял резолюцию, в которой содержится предложение оснащать дроны уникальными чипами, идентифицирующие личность и регистрационные данные владельца. В Италии запрещено использовать квадрокоптер при больших скоплений людей, а также рядом с железнодорожными вокзалами, аэропортами, военными объектами, электростанциями и государственными учреждениями. В Австрии без лицензии можно пользоваться дронами только за городом и у сельскохозяйственных угодий.

В Великобритании правила полетов квадрокоптеров установлены Управлением гражданской авиации. В Канаде регулирование и контроль использования квадрокоптеров относится к зоне ответственности Министерства транспорта. В США все беспилотные летательные аппараты подлежат обязательной регистрации.

Как видим, ни в одной стране нет такого хаоса, как у нас – есть четкие правила, которых придерживаются продавцы и владельцы дронов, если же такие правила на стадии разработки, то использование этих летательных аппаратов крайне ограничено до принятия соответствующих законов.

Органы власти Украины должны как можно быстрее навести порядок в законодательстве, чтобы исключить контрабанду, и прописать регламенты использования новых технологических разработок, уже сегодня являющихся частью нашей жизни, и эксперты АПИТУ готовы помогать в этих законодательных реформах.

АПИТУ уже предоставляла в адрес Премьер-министра В. Гройсмана предложения, реализация которых позволила бы кардинально уменьшить контрабандный ввоз товаров вообще, и квадрокоптеров в частности. Основным инструментом, который сделает невозможным реализацию контрабанды, является введение обязанности для всех субъектов торгового оборота импортными товарами регистрировать расчетные операции на всем пути от границы и до конечного потребителя. Готова Ассоциация и к тесному сотрудничеству с государственными органами в вопросе разработки и урегулирования прав и стандартов пользования квадрокоптерами.

Большое дело начинается с первого шага и именно сейчас необходимо этот шаг сделать – навести порядок в законодательстве, разработать правила и стандарты, опираясь на которые можно действительно реформировать отрасль и государство.

Последние новости