Сайт в Интернете – такой же товар, как и квартиры, автомобили, дачи и тому подобное. Поэтому ежедневно тысячи сайтов покупаются и продаются. Но особенность данного вида сделок состоит в том, что сайт не является имуществом в чистом виде: если говорить языком экономистов, то сайт – это нематериальный актив. Для того, чтобы завести сайт, никаких особенных усилий не требуется, документы предоставлять и оформлять не нужно. К тому же, в подавляющем большинстве случаев покупателя и продавца разделяют тысячи километров. По этой причине на данном рынке, к сожалению, люди частенько сталкиваются с мошенничеством и обманом. Поэтому при совершении сделок купли-продажи сайтов возникают определенные сложности: это нестандартный процесс. И для того, чтобы все прошло гладко, следует соблюдать определенные правила.
В этой статье я не ставлю цели рассказать о процессе поиска покупателей и продавцов – это отдельная большая тема, которой следует посвятить отдельную статью. Также в этой статье не будет описываться процесс определения стоимости сайта – это тоже отдельная тема. В данном случае цель этого материала – описание самого процесса купли-продажи.
Итак, допустим, продавец сайта и покупатель сайта нашли друг друга. Прежде всего, покупателю и продавцу необходимо познакомиться и называть друг друга реальными именами и фамилиями (почему и зачем – это станет понятно в дальнейшем). Затем покупателю необходимо задать продавцу следующие вопросы:
Подтвердите право владения сайтом. К сожалению, зафиксировано достаточно много случаев, когда мошенники продавали сайты, которые им не принадлежат. Естественно, для покупателя это чревато потерей нервов, денег и времени, а для реального владельца… впрочем, тоже понятно. Поэтому необходимо убедиться в том, что перед вами лицо, которое, по крайней мере вправе принимать какие-то решения. Способ убедиться в этом довольно прост: попросите продавца внести в код главной страницы незначительные изменения: например, между тегами
и в шапке страницы добавить какой-нибудь код, заключенный в тегах (либо, как вариант - там же). После того, как продавец это сделает и сообщит об этом – подведите курсор мышки к любому свободному месту на странице, нажмите правую клавишу и в контекстном меню выберите пункт «Просмотр HTML-кода». Если продавец все сделал правильно – вы найдете этот код. Если же это не выполнено, а продавец под разными предлогами уклоняется от выполнения этой операции – добрый совет: немедленно прекращайте переговоры в принципе!Действительны ли телефоны и e-mail адреса, указанные в базе Whois Service? Можно ли связаться с продавцом по этим контактным данным? Если продавец выполнил вышеуказанную операцию, то, по сути, он подтвердил, что является администратором сайта. На практике часто встречаются случаи, когда фактические владельцы сайта нанимают администраторов для управления сайта. В таком случае администратор сайта является наемным менеджером – то есть покупатель не застрахован от мошенничества. Поэтому для гарантии покупателю лучше всего проверить факт владения сайтом и попросить обменяться письмами по тому адресу, который указан в базе Whois Service. Если продавец по тем или иным причинам отказывается это сделать, либо утверждает, что это невозможно – это уже повод для подозрений. В таком случае есть смысл поинтересоваться причинами отказа.
С какого времени началась монетизация сайта? Как конкретно осуществлялась монетизация (способы)? Это один из самых важных вопросов, ответ на который поможет договориться о цене. Дело в том, что при покупке сайта следует ориентироваться лишь на долгосрочные проекты, а не прибыль на пять минут. Кроме того, ответ на этот вопрос покажет, какие способы заработка подходят вам лично. Простой пример: допустим, продавец сайта продает электронные сигареты, в лично вы собираетесь зарабатывать продажей ссылок. Подумайте: а лично вы будете этим заниматься?
На какой CMS функционирует проект? Многие владельцы сайтов разрабатывают для себя свои движки. Если сайт функционирует на нестандартном движке, то имейте в виду: покупатель может оказаться в ситуации, когда окажется намертво привязан к разработчику. Если к продаже предлагается сайт, функционирующий на «самопальном» движке, то такая покупка безопасна только в том случае, если покупатель блестяще владеет PHP.
Какие применялись методы для раскрутки сайта? Это, пожалуй, самый главный вопрос! Мы уже говорили о том, что существуют белые, черные и серые методы раскрутки сайта. Заострите на этом внимание, поскольку иначе вы рискуете в самое ближайшее время оказаться в бане поисковых систем. Кроме того, не секрет, что многие владельцы сайта «готовят» сайт к продаже – а для этого искусственно накручивают трафик и т.п. Поэтому, если сайт раскручивался черными или серыми методами – немедленно отказывайтесь от сделки!
Имеются ли у данного проекта какие-либо обязательства перед третьими лицами? Если да, то что это за обязательства, перед кем эти обязательства и на какой срок? Подумайте: вам надо отвечать по чужим обязательствам? Вполне возможно, что данные обязательства будут для вас необременительны, а возможно даже дадут вам дополнительных заказчиков – так что, ничего плохого в этом нет! Но для этого эти обязательства необходимо знать заранее. Или иной пример: если продавец продавал вечные ссылки, то их удаление после покупки сайта может привести кК неприятным последствиям – но уже для покупателя. Поэтому тщательно зафиксируйте эти обязательства (если, конечно, они есть).
Можно ли ознакомиться с бухгалтерскими документами, налоговой отчетностью, а также другими документами и логами из платежных систем? Ответ на этот вопрос подтвердит для вас реальность информации о монетизации сайта. Многие продавцы, желая завысить цену, мягко говоря, преувеличивают доходность. Поэтому, слова словами – а логии платежных систем дадут вам реальную картину доходности.
Сколько всего сотрудников необходимо для поддержки сайта, какие конкретно функции реализуют эти сотрудники и на каких условиях? Далеко не факт, что поддержкой сайта занимается один человек. Более того, в современном мире все меньше интернет-проектов поддерживается в одиночку. Естественно, бесплатно заниматься этим никто не станет. С другой стороны, многие продавцы, говоря о доходности своего проекта, часто называют не чистую прибыль, а валовую доходность (кстати, далеко не всегда это свидетельствует о нечестности продавца: это может быть следствием простой экономической безграмотности). Поэтому, чтобы представить себе реальную доходность проекта, необходимо учесть не только доходы, но и расходы.
Можно ли ознакомиться с бизнес-процессом за последние 12 месяцев? Бизнес-процесс – это таблица, в которой сведены доходы и расходы помесячно. На основании этих данных можно судить о реальной доходности проекта, следовательно, представить себе реальную цену сделки. Если продавец не может или не хочет предоставить такую информацию – попробуйте составить такую таблицу самостоятельно. Но если продавец под разными предлогами отказывается от предоставления необходимой информации – это повод для весьма серьезных подозрений относительно честности его намерений.
Причина продажи сайта? Как известно, никто не продает курицу, несущую золотые яйца. Поэтому, в начале общения или в конце – но такой вопрос задать необходимо.
Только после того, как получена вся исчерпывающая информация, можно приступать к определению стоимости сделки. Как это делать – об этом поговорим в следующей статье.
Читайте также
Последние новости