Как известно, за кибератакой на Иран в 2010 году стояли США. А это означает, что мир вступил в новую эру военной истории.
По этому поводу исполнительный директор и издатель «Бюллетеня учёных-атомщиков» Кеннет Бенедикт дал развернутое интервью. Фактически, по словам Бенедикта, в истории повторяется ситуация с гонкой по созданию атомной бомбы и последствия этого .
В том, что вредоносную программу Stuxnet, разработали США и Израиль, уже никто не сомневается. Последние остатки сомнений окончательно развеяла недавняя статья в «Нью-Йорк таймс». Вирус использовался для нападения на ядерный объект Ирана в Натанзе. Троян был ориентирован на конкретные промышленные системы управления — в данном случае на саботаж центрифуг, которые используются для обогащения урана.
В последнее десятилетие американские эксперты усиленно предупреждали о том, что зловещие «государства-изгои» и террористы могут атаковать инфраструктуру США через Интернет. На самом деле, прикрываясь подобными разговорами, именно Соединённые Штаты первыми развязали кибервойну.
Причем параллели с изобретением и использованием атомной бомбы против Японии напрашиваются сами собой. Во-первых, американское чиновники и научные круги взялись за создание нового вида оружия, опасаясь, что первыми будут враги. Во-вторых, последствия использования этого оружия (материальный ущерб, влияние на международную безопасность, возможная гонка вооружений) совершенно не были изучены тогда и неизвестны теперь. В-третьих, учёные и инженеры предупреждают политических и военных руководителей об опасности кибероружия и призывают к международному сотрудничеству для выработки правил применения нового крайне опасного вида вооружений. В-четвёртых, несмотря на многочисленные предупреждения экспертов в области компьютерной безопасности, правительство США продолжает активно развивать новый вид вооружений, используя его без предупреждения и публичного обсуждения последствий для мира и безопасности.
Не исклю.чено, что сегодня мы переживаем аналог послевоенного переломного момента, о котором Альберт Эйнштейн сказал: «Изменилось всё, за исключением нашего образа мысли, поэтому мы движемся к беспрецедентной катастрофе».
В период Второй мировой войны союзники опасались, что Германия первой создаст атомную бомбу — с катастрофическими последствиями для всей цивилизации. Поэтому в глубокой тайне США мобилизовали своих учёных и инженеров и первыми вложили силу атома в бомбу. После войны выяснилось, что Германия даже не приблизилась к успеху: опасения были, мягко говоря, преувеличены. Можно было успокоиться и отложить страшное оружие в долгий ящик, но американские политики решили поскорее завершить войну с Японией, а заодно попугать будущих противников.
Ещё до первого испытания сотрудники Чикагского университета заявили о том, что их мучает совесть, ведь атомная бомба могла быть использована против мирного населения. Лауреат Нобелевской премии Джеймс Франк и его коллеги высказали также опасения по поводу возможной ядерной гонки с Советским Союзом. В апрельском меморандуме 1945 года они писали президенту Трумэну, что единственный способ предотвратить катастрофу заключается в международном контроле над атомной энергией.
Как раз в то время проходило формирование будущей Организации Объединённых Наций. По мнению учёных, она могла взять на себя хранение ядерных технологий и материалов. Увы, никто их не услышал. Атомная бомбардировка Японии привела к беспрецедентным разрушениям и жертвам, а в 1949 году с испытания первой ядерной бомбы в СССР началась предсказанная гонка вооружений.
Сегодня учёные и инженеры точно так же предупреждают об опасности кибервойны. И снова Белый дом закрывает уши, и США становятся первым государством, успешно использующим вредоносный код против другой страны.
И вновь на столь раннем этапе очень тяжело предсказать, к какому ущербу это приведёт. Разумеется, ужас Хиросимы и Нагасаки не повторится, но компьютерные вирусы способны, например, посеять хаос в управлении воздушным сообщением, электрическими сетями и финансовыми рынками, а в результате вызвать не только новые проблемы, но и гибель невинных людей.
В каком-то смысле Белый дом можно понять, ведь США сильнее всех зависят от информационных и коммуникационных технологий, то есть более уязвимы для кибератак. Но это означает и то, что новые виды оружия требуют безотлагательного общественного обсуждения. Ставки слишком высоки, чтобы можно было доверять горстке военных и политиков, собравшихся за закрытыми дверями в специальной комнате.
В 1945 году учёные-атомщики писали, что только международный контроль над ядерной энергией способен предотвратить глобальную гонку вооружений. Сегодня компьютерщики и инженеры тоже призывают к международному сотрудничеству по созданию институтов для управления кибертехнологиями и протоколами.
Как ни парадоксально, первое ставшее широко известным военное использование кибероружия было предпринято для предотвращения распространения ядерного оружия. Новая гонка начинается с попытки закрыть предыдущую главу...
Читайте также
Последние новости