Следующая новость
Предыдущая новость

Закрыть Интернет в России – насколько это реально?

В связи с событиями 6-7 мая текущего года в Москве, в блогах всерьез заговорили о том, что, взойдя на российский престол, Владимир Путин жестоко отомстит всем своим критикам. И первое, что он сделает – это закроет Интернет в России. В результате Рунет полнится слухами, страшилками и мрачными прогнозами.

Поскольку большинство подобных разговоров ведут люди, одинаково далекие и от вычислительной техники, и от политики, я решил получить информацию, что называется, «из первых рук». Правда, поскольку тема весьма «щекотливая», мои собеседники попросили не называть их имен, опасаясь не только за свою карьеру, но и физическую безопасность. Поэтому прошу понять правильно, но в данной беседе они будут представлены под вымышленными именами. Итак, представляю своих собеседников:

Casablanca – сотрудник отдела «К» МВД РФ, специалист по информационной безопасности.

Алексей – экс-сотрудник прокуратуры РФ, подполковник, в настоящее время адвокат.

Softgaz – Ваш покорный слуга

Softgaz: Давайте начнем с главного – с того, насколько вообще реально закрыть Интернет в России? Что стоит за этими разговорами? Это реально или это просто болтовня?

Casablanka: Чтобы четко ответить на твой вопрос, давай вначале оговорим термины. Вообще закрыть доступ в сеть Интернет, в принципе сделать так, чтобы Интернета в государстве не существовало, может теоретически любое государство и не только Россия. Не вдаваясь в технические подробности, скажу так: сделать это не сложнее, чем, к примеру, выключить некий рубильник. Но практически мне это представляется крайне маловероятным. А вот сделать другое: ввести определенные ограничения на доступ к конкретным сайтам, ограничить свободу в Интернете – это сделать вполне реально.

Алексей: Согласен полностью. Я, правда, не знаю, как можно отключить Интернет в России вообще, но даже если такое возможно чисто технически, вероятность этого не больше, чем нанесение ядерного удара по Америке. Теоретически возможно, практически этого никто делать не будет, потому что последствия будут сравнимы с нанесением ядерного удара (смеется).

Softgaz: Почему так? Вон, в Северной Корее нет Интернета – и ничего, живут…

Алексей: Не путай Божий дар с яичницей. В современной России все банки, все государственные организации так или иначе завязаны на Интернет. Запретить Интернет в принципе – это обрушить экономику страны. В Северной Корее ситуация принципиально иная. Но вот сделать так, чтобы превратить Рунет, по сути, в 1 канал ОРТ – это реальная вещь. Кстати, подобные мероприятия уже идут в России полным ходом. Например, год назад Директор Департамента пресс-службы и информации Правительства РФ Смирнов и пресс-секретарь Путина Песков подписали техническое задание на выполнение научно-исследовательской работы по теме: «Зарубежный опыт регулирования ответственности участников правоотношений при использовании сети Интернет». Вроде бы ничего особенного, но там есть очень любопытный пункт 2.2.3, в котором прямо и недвусмысленно указывается – какие задачи должны быть решены. В частности, заказчик  хочет сформировать правовые нормы, на основе которых можно будет блокировать сайты определенной тематики и привлекать их владельцев к ответственности. Так что, закрывать Интернет по всей России нет необходимости.

Casablanka: Я тебе больше скажу. Возьмем для примера Китай. Там с марта этого года ввели правило: в китайском аналоге Твиттера (кстати, очень популярный в Китае ресурс) пользователи обязаны указывать свои реальные паспортные данные. А некоторые сайты китайское правительство просто блокирует.

Softgaz: Но ведь война с конкретными сайтами – это же стрельба из пушки по воробьям! Закрыли доступ к одному – завтра три таких сайта появится…

Casablanka: В принципе, да. Если тебя интересует мое мнение – я вообще не понимаю, в чью похмельную голову пришла такая бредовая идея.

Алексей: Тут дело даже не в ограничениях, как таковых. Разумеется, распространение порнографических материалов, пропаганду и продажу наркотиков, и тому подобное ограничивать нужно! Но ведь у нас в России все делается через задницу: бороться будут в основном с критикой Путина и полиции. Смотри. Вот ради интереса: пройди по городу и найди хотя бы один столб, на котором бы не висели объявления о проведении досуга, почасовой аренды квартир, эротическом массаже и тому подобное. Это же реклама проституток в чистом виде! И Интернет тут ни при чем! И как ты думаешь – много ли дел против них возбуждается? Единицы! Полиция в основном их крышует. Но вот привлечь блоггера, который размещает критические материалы на полицию – это с превеликим удовольствием. Это я про Савву Терентьева говорю.

Casablanka: Кстати, я хочу дополнить Алексея. В России резко увеличилось количество случаев скимминга – мошенничества с пластиковыми картами. Прочитай – я специально эту ссылочку тебе даю – волосы дыбом встают! И мы практически ничего сделать не можем! Натурально захлебываемся от этих дел! В результате фишинга у людей крадут деньги с платежных систем, воруют пароли аккаунтов. Потери от фишинга только за прошлый год по России измеряются десятками миллионов долларов! Вот на что надо обращать первостепенное внимание, вот с чем всеми силами бороться нужно, а не с теми, кто в блогах пишет «Путин дурак». Ох, не ту страну назвали Гондурасом… (смеется).

Алексей: Это верно! Другой тебе пример: тут мне полгода назад дочь показала сайт «Победитель конкурса Лучший Проект России». Так вот, там якобы есть информация спецслужб обо всех гражданах. И эта система предлагает пройти анти-спам проверку: ввести номер мобильного телефона и предлагается отправить СМС на указанный номер. Лохотрон чистой воды – об этом много писали! И ты думаешь, наши доблестные органы почесались? Я тебя умоляю: этот сайт до сих пор существует и обманывает честных и доверчивых простаков! А у нас все экстремистов ловят…

Softgaz: Н-да… И что, по-вашему, будет дальше?

Casablanka: А что будет? На мой взгляд, начнут идти по пути Китая: начнут постепенно вводить ограничения в Интернете. Закрыть Интернет в России, конечно, не закроют, но прижимать начнут. Только быстро ведь это не делается. Посмотрим…

Алексей: Есть такая старинная притча про то, как Насреддин по заданию шаха учил ишака говорить. Насреддин взял мешок золота и обещал за 20 лет научить ишака говорить. Ша. Согласился, но сказал, что если через 20 лет ишак не заговорит, то Насреддину отрубят голову. Когда Насреддин пришел домой к жене и все ей рассказал, та пришла в ужас и спросила: а что будет через 20 лет? На это Насреддин ответил: аллах милостив и за 20 лет кто-нибудь да сдохнет – или шах, или ишак. Вот и у нас весь вопрос в том, кто раньше сдохнет: Путин или Интернет в России? Моя точка зрения – это будут просто очередные распилы, откаты, имитация бурной деятельности и показательные процессы над парой-тройкой блоггеров.

Последние новости