Следующая новость
Предыдущая новость

Основы веб-экономики: как определить стоимость сайта

Оговоримся сразу, что предлагаемая методика вычисления стоимости сайта не является универсальной. Более того, универсальной методики нет, да и быть не может: все многочисленные скрипты, которые, по уверениям разработчиков, могут производить он-лайн вычисление стоимости сайта – не более чем игрушки: реальной картины они не дадут. Универсальная методика невозможна по следующим причинам:

  1. Не факт, что покупатель собирается продолжить именно то направление сайта, которое существовало: вполне возможно, новый владелец собирается коренным образом изменить тематику и направление онлайн бизнеса.
  2. Для новостных сайтов ценно одно, для интернет-магазина другое, а для социальных сетей – третье. Следовательно, для каждого направления методика должна быть своя.
  3. Способы монетизации даже однотипных сайтов разные, поэтому в каждом конкретном случае ценны разные параметры.

Предлагаемая методика определяет стоимость сайта лишь для новостных сайтов и частных блогов. Попробую сформулировать начальные условия на примере:

Дано: новостной сайт

Тип монетизации: доход от размещения платных ссылок, партнерские программы и баннерная реклама.

Начальные условия:

  1. Продавец 1 января оплатил хостинг и домен за год вперед.
  2. Продажа намечена на 1 марта
  3. Сайт собран на движке WordPress с уникальным дизайном; стоимость разработки дизайна 200 долларов
  4. На сайте 1000 уникальных проиндексированных постов
  5. Чистая прибыль составляет 1000 долларов ежемесячно.

Граничные условия:

  1. Покупатель не собирается переходить на новый движок.
  2. Покупатель планирует монетизировать сайт тем же способом, что и продавец сайта (т.е. прежний владелец).

Формула вычисления стоимости сайта в общем виде будет выглядеть так:

S = H0 + D0 + SD + SP + SB

где

S – стоимость сайта

H0 – остаточная стоимость хостинга,

D0 – остаточная стоимость доменного имени,

SD – стоимость движка,

SP – суммарная стоимость контента (постов),

SB – суммарный чистый доход за половину устойчивого трендового периода,

Давайте рассмотрим эти слагаемые более подробно.

Остаточная стоимость хостинга. Прежде всего, сразу оговоримся: если сайт расположен на бесплатном хостинге, то этот параметр, безусловно, равен нулю. Если сайт размещен на платном хостинге, то данное слагаемое вычисляется по формуле:

H0 = HS/M*M0

где

HS – начальная стоимость хостинга за период М (в месяцах)

М – период (в месяцах), за который оплачен хостинг

M0 – период (в месяцах), который остался до окончания срока оплаты.

Например, предположим, стоимость хостинга составила 120 долларов за год (12 месяцев). Владелец решил продать свой сайт спустя два месяца после оплаты. Таким образом, до окончания срока оплаты остается 10 месяцев. Тогда получаем:

H0 = 120/12*10 = 100 долларов – это стоимость хостинга

Остаточная стоимость доменного имени. Здесь правило то же самое: домены третьего уровня не имеют ценности: что-то стоят лишь купленные домены второго уровня. Формула вычисления примерно та же:

D0 = DS/M*M0

где

DS – начальная стоимость доменного имени за период М (в месяцах)

М – период (в месяцах), за который оплачено доменное имя

M0 – период (в месяцах), который остался до окончания срока оплаты.

Предположим, в нашем примере, доменное имя также оплачено за год вперед. Начальная стоимость составила 24 доллара. Т.е. получаем:

D0 = 24/12*10 = 20 долларов – это стоимость доменного имени.

Стоимость движка. Разумеется, в стоимость сайта, работающего на Битриксе или на DLE должна быть заложена цена этих движков. В этом смысле сайты на WordPress или Joomla проигрывают в цене. Но согласимся, что есть еще дизайн, плагины и т.п. – а это тоже стоит денег. Поэтому стоимость движка определяется по следующей формуле:

SD = S0 + Si

где

S0 – стоимость самого движка,

Si – стоимость доработок (дополнительные модули, дизайн, плагины, темы и т.п.).

Например, если сайт собран на WordPress (бесплатный движок) и, как мы ранее указали, за разработку уникальной темы было уплачено 200 долларов, то совершенно понятно, что стоимость движка составит 200 долларов.

Суммарная стоимость контента (постов). Как мы уже говорили, потенциальный покупатель собирается продолжать вести новостной сайт и зарабатывать дньги тем же способом. Следовательно, контент для покупателя имеет значительную ценность. В этом случае суммарная стоимость контента определяется по следующей формуле:

SP = Σki* ku*S0

где

S0 – стоимость одного поста (как правило, стоимость одного уникального поста берется равной 1 доллару – средняя рыночная цена рерайта одного поста. Все зависит от конкретной ситуации: если на таком сайте большие посты по 3-4 тысячи знаков и все они «копирайт» — тут вполне цена может быть и увеличена даже до 2 долларов. Однако если на сайте много постов — вряд ли покупатель станет платить больше доллара за пост).

ki – коэффициент индексации поста. Если пост проиндексирован, то ki = 1, в противном случае (т.е. если пост не проиндексирован) ki = 0. Полагаю, это вполне понятно: не проиндексированные посты ценности не имеют никакой.

ku – коэффициент уникальности поста. Если уникальность поста равна 100%, то ku = 1, в противном случае (т.е. если пост не уникален), то значение ki уменьшается. Это тоже, думаю, сомнений не вызывает: платить за копипаст никто в зравом уме и твердой памяти не станет! Однако, на практике часто вычислить это все точно вряд ли возможно: если на сайте 100 проиндексированных постов, то это еще имеет смысл делать, а как быть, если постов больше тысячи? Поэтому в данном случае вычисления проводятся не по каждому посту, а берется некое усредненное значение по всему сайту.

Например, если на сайте 1000 уникальных проиндексированных постов, то стоимость контента по нашей формуле составит 1000 долларов.

Небольшое отступление: вот почему всегда необходимо добиваться уникальности контента!

Суммарный чистый доход за половину устойчивого трендового периода. Это самая хитрая составляющая стоимости сайта. Дело в том, что доходы от сайта никогда стабильными не бывают: какой-то месяц доходы больше, какой-то меньше… Кроме того, всегда есть сезонные колебания. Поэтому в этом случае поступают следующим образом: берется весь период монетизации сайта и строится график доходов. Далее, выделяется последний устойчивый тренд (т.е. направление графика): рост или падение. Как правило, брать период больше полугода бессмысленно. Поэтому рассматриваются чистые доходы (т.е. прибыль за вычетом всех расходов) за последние полгода – и вычисляется сумма прибыли за последние три месяца (т.е. половина устойчивого тренда).

Но это правило работает лишь тогда, когда тренд восходящий, т.е. наблюдается постоянный рост доходов или, по крайней мере, доходы не падали. На практике же такое бывает крайне редко. Вот почему данный показатель и является основным предметом торговли.

С моей точки зрения, разумное значение SB – сумма чистой прибыли за последние три месяца, т.е. в нашем примере она составляет 3000 долларов.

Таким образом, продажная стоимость сайта в нашем примере составит:

S = $100 + $20 + $200 + $1000 + $3000 = $4320

Вот вкратце и вся методика. Многие наверняка обратили внимание на то, что данная методика определения стоимости сайта совершенно не учитывает значения пузомерок. По этому поводу выскажу свое мнение. Большинство современных методик определения стоимости сайта изначально исходят из анализа пузомерок: ТИЦ, PR и Alexa Rank. Но на самом деле эти параметры имеют смысл лишь опосредованно: если сайт приносит доход, а я беру его для получения дохода – не все ли равно какие значения имеют пузомерки?!

Все вышеприведенные составляющие цены сайта – это объективные показатели. Все остальное – от лукавого!

==============

Недвижимость на Тенерифе

По причине попадания сайта под фильтр Яндекса, мы были вынужденны временно убрать ссылки со статьи для скорейшего выхода из-под фильтра, иначе сайт не несет никакой пользы ни Вам, ни нам. Если же вам все же в оперативном порядке нужно восстановить ссылку - дайте знать, обязательно вернем. Надеемся на понимание.

Последние новости