Следующая новость
Предыдущая новость

Проклятие Красной планеты: “Скиапарелли” разбился?

Проклятие Красной планеты: “Скиапарелли” разбился?

Произошедшая сегодня посадка спускаемого модуля “Скиапарелли” на Марс должна была стать событием года в мировой космонавтике. Но, увы, не стала. На данный момент ситуация следующая: модуль приземлился, но связь с ним потеряна. С учётом того, что “Скиапарелли” может работать лишь от аккумуляторов в течение всего двух-восьми суток, шансы на исправление ситуации минимальны. Ещё немного, и можно будет сказать, что десантная часть европейско-российской миссии “ЭкзоМарс” окончилась неудачей.С момента отделения модуля от космического аппарата Trace Gas Orbiter всё шло чётко по плану. 16 октября небольшой по размерам модуль отсоединился и начал своё движение к поверхности Марса. Стало понятно, что теперь “Скиапарелли” не промахнётся мимо Красной планеты. Казалось бы, как можно попасть мимо? Однако ничего смешного здесь нет, в череде неудач советской и российской космонавтики при попытках изучения четвёртой от Солнца планеты это уже однажды случилось со спускаемым аппаратом миссии “Марс-7”. После отделения от станции из-за нарушения в работе одной из бортовых систем он прошёл около Марса на расстоянии 1400 километров от его поверхности, то есть попросту промахнулся мимо планеты.

Что касается “ЭкзоМарса”, то спустя 12 часов зонд Trace Gas Orbiter скорректировал свою орбиту, чтобы вернуться к постепенному торможению и не повторить судьбу спускаемого аппарата.

Сегодня “Скиапарелли” вошёл в атмосферу Марса на высоте примерно в121 километр от его поверхности на скорости в 21 000 километров в час. Для начала он применил аэродинамическое торможение в течение 3—4 минут, подставив плотным слоям атмосферы специальный тепловой щит. Таким образом удалось снизить скорость до 1700 километров в час. При помощи специального парашюта, выпущенного на высоте 11 километров, аппарат должен был снизить скорость до 250 километров в час, а затем посредством ракетных двигателей, работающих на гидразине, уменьшить скорость до нуля, зависнув на высоте двух метров над поверхностью, и в конце аккуратно упасть на грунт.

Увы, но с момента входа в атмосферу связь со “Скиапарелли” прервалась. Что именно произошло, пока неизвестно — слишком много этапов, и ошибка на каждом из них могла пустить всю операцию под откос.

Что же в действительности могло случиться? Наверняка пока сказать сложно, но любое неправильное срабатывание компонента посадочной системы мгновенно приводит к превращению мягкой посадки в жёсткую. Несмотря на специальное сминающееся дно, спускаемый модуль достаточно хрупкий, и такое падение неминуемо приведёт к его полной поломке.

Наиболее вероятной выглядит проблема с включением реактивных двигателей. Ведь запоздавшее срабатывание любого из них неизбежно приведёт к катастрофе. Именно проблема с включением реактивных двигателей не позволила Европейскому космическому агентству два года назад посадить спускаемый модуль “Филы” на поверхность кометы Чурюмова-Герасименко. Он должен был прижать спускаемый аппарат, но не сработал в нужный момент.

Завтра станет понятно, будет ли дополнительная информация и смогут ли специалисты определить, что же случилось. Конечно, нельзя исключать и вариант удачной посадки, последующей перезагрузки системы и выхода “Скиапарелли” на связь. Но шансов на это очень уж мало.

Так уж получилось, что Марс стал просто роковым для нашей космонавтики — одиннадцать миссий полностью провалились: пять раз авария ракеты, три раза не сработала разгонная ступень, несколько раз терялась связь. Ещё семь советских миссий долетели до Марса, но ничего не смогли сделать: промахнулись, вновь потеряли связь. Единственной удачной попыткой можно считать “Марс-5” 1974 года, когда спутнику удалось проработать пару недель. Во всех остальных случаях наше покорение Красной планеты заканчивалось ничем.

Совместная американско-российская миссия Mars Polar Lander в 1999 году тоже завершилась неудачей. Очень не хочется, чтобы эту судьбу разделил и “ЭкзоМарс”. В декабре совет Европейского космического агентства (ESA) обсудит финансирование российско-европейского проекта “ЭкзоМарс”, и неудачная посадка может очень негативно повлиять на финансирование второй части совместного проекта, которая по плану должна осуществиться в 2016 году. Стоимость десантного модуля неизвестна, но его потеря бросит тень на весь проект, затраты на который уже составили более одного миллиарда двухсот миллионов евро.

Очень жаль, но пока словно наложенное проклятие довлеет над российской космонавтикой. Нам остаётся лишь ловить новости о вышедшем на орбиту Trace Gas Orbiter и надеяться. Может, “Скиапарелли” всё-таки подаст сигнал? Но шансы на это уменьшаются с каждым часом. Взято с https://life.ru

Последние новости